Проекты класса deluxe: тренды и проекты через 5 лет

Коллеги, приветствую!

Я Михаил Груничев, генеральный директор девелоперской компании ENGEO, более известной как АО «Ингеоцентр». Мы специализируемся на реставрации объектов культурного наследия и регенерации исторической застройки. Полагаю, вы уже знакомы с нашим флагманским и хорошо известным на рынке проектом – особняками «Большая Дмитровка IX». Буквально через месяц стартуют продажи нашего нового жилого комплекса «Камергер», находящегося еще ближе к Кремлю. Это невероятно сложный проект с точки зрения реализации и взаимодействия с исторической застройкой.

Нашему руководителю по продажам Наталье Картавцевой поступает масса вопросов относительно этого проекта от сотрудников агентств элитной недвижимости. Думаю, среди вас представители этих организаций. Вскоре мы предоставим вам подробную информацию о проекте, после чего, уверен, у вас существенно прибавится работы!

Я предлагаю поговорить о трендах в недвижимости класса deluxe, ожидаемых через 5 лет. Учитывая современные темпы развития, 5 лет – это достаточно большой срок, чтобы утверждать что-либо, но четко вырисовывающиеся тенденции все-таки есть. Я разбил эту тему на 5 блоков. Сегодня мы обсудим, какими будут тренды через 5 лет.

  • Продукт
  • Строительство
  • Продажи
  • Маркетинг
  • Экономика

Начнем с продукта.

Продукт

Наша целевая аудитория достаточно требовательна и взыскательна. Поэтому, чтобы оставаться успешными, девелоперы должны постоянно исследовать рынок и четко адаптировать продукт под его требования.

Рынок недвижимости класса deluxe отличается глубокой и вдумчивой проработкой каждой стадии проекта: от архитектурных решений по фасадам и создания инфраструктуры до определения расстояния между декоративными молдингами на стенах или кремонами на окнах.

Учитывая то, с какой скоростью и какие объемы постоянно выходят на рынок, я не удивлюсь, если пока мы с вами тут полемизируем, на ГЗК утвердят очередной проект класса deluxe. Но на самом деле в настоящее время грань между deluxe и премиум классами для клиента стала едва уловимой. Главным индикатором в этом вопросе всегда являлась цена, но при сегодняшней турбулентности рынка премиум проекты легко апгрейдятся до класса deluxe, если говорить только про финансовую составляющую.

Думаю, эта тема требует отдельного длительного обсуждения, может быть даже дискуссионной панели, поэтому не будем долго останавливаться на ней. Давайте просто обозначим пару очевидных критериев проекта класса deluxe.

Одним из них является любимая всеми локация. Это понятно: через 5 лет дефицит земельных участков под deluxe станет еще более явным. И тут есть 2 варианта решения: либо развитие компетенций в редевелопменте, либо расширение локальных границ рынка. С одной стороны, понятно, что пандемия подтолкнула нас к возможной децентрализации мегаполисов. Хотя первым толчком, еще до пандемии, был другой, тоже уникальный вирус – Сергей Полонский. Но он создал город в городе, и, по моему мнению, это пока не имеет отношения к нашей теме даже при сопоставимой стоимости лотов. Сегодня по-прежнему вся лучшая инфраструктура сосредоточена в центре, поэтому любая недвижимость deluxe, расположенная не в центральном районе, может претендовать на этот класс только при условии компенсации не очень удачной локации хорошо развитой приватной инфраструктурой и дополнительными особенностями проекта, которые невозможно реализовать в ЦАО. Самое банальное – прилегающая зеленая территория с огороженной приватной зоной для жителей.

Мы пока выбрали первый путь – редевелопмент, поскольку не верим в попытки доказать, что элитная недвижимость может располагаться и за 3-м транспортным кольцом. Но еще раз повторю, что есть определенные сценарии, при которых это может стать реальным.

Второй существенный фактор – это камерность. И это не реклама нашего ЖК. Мы все знаем, что данная характеристика отражает в первую очередь количество лотов в здании и на этаже, а также приватность жителей. Условно говоря, дома, в которых располагается больше 50-60 квартир, уже не выглядят камерными. При этом мы понимаем, что в центре довольно высокая плотность застройки, поэтому соседние здания могут располагаться достаточно близко.

Будем считать эти критерии фундаментальными для класса deluxe.

А теперь немного о деталях.

Архитектура

В тренде, безусловно, останется традиционная архитектура. Мы можем с гордостью сказать, что ярким ее примером является наш особняк «История» в проекте «Большая Дмитровка IX».

Пока тяжело представить в центре Москвы здания в стиле хайтек, кубизм и так далее.

Сложно предсказать, какие материалы фасада станут лучшим выбором в том или ином проекте, но, по нашему мнению, фасады из благородного камня – это всегда беспроигрышный вариант. Однако сегодня ими уже сложно кого-то впечатлить. Фасад одного из особняков в нашем проекте выполнен из черного туфа – в этом заключается изюминка, так как в Москве, насколько мне известно, нет ни одного здания с таким решением. Сейчас начинают активно применять стеклофибробетон, с помощью которого можно добиться минимального количества швов и стыков практически в любом архитектурном проекте.

В строительстве фасада одного из особняков нашего комплекса «Камергер» будет использовано 4 разных материала. А другой объект вообще будет иметь совершенно уникальную архитектуру, подразумевающую использование декоративного металла по всей поверхности здания.

Планировки и интерьеры

Само собой, на нашем рынке современные функциональные планировки должны быть не просто рекламным USP, а реально существовать в каждом проекте. Как пример можно привести уже сложившийся и беспроигрышный тренд на единое пространство, объединяющее кухню и гостиную – основные «центры притяжения» в квартире.

Еще один тренд, который наметился среди, например, наших покупателей (а у нас, поверьте, собралась уже немаленькая выборка для объекта нашего класса), – это просторная мастер-спальня, а точнее пространство в спальне для большой гардеробной с так называемым «подиумом». Там, где это возможно, мы заранее перепроектируем планировочное решение, предугадывая пожелания клиентов.

Очевидный тренд – это наличие высококачественной отделки, когда владельцу не нужно осуществлять перепланировку, подбирать отделочные материалы или оборудование. Ему остается только расставить мебель и элементы декора. Это дает возможность резидентам сразу заселяться в комфортные условия, а также избавляет от неудобств, связанных с ремонтом у соседей.

Следующий тренд – это отделка по заранее согласованному индивидуальному проекту. Для всех, кто сталкивается с отделочными работами, сложность внедрения данного бизнес-процесса очевидна. Однако он станет бесспорным преимуществом перед типовыми предложениями.

Благоустройство

Тренд, который мы считаем наиболее вероятным в ближайшем будущем, – это усложнение ландшафтного дизайна. Пандемия наглядно показала, насколько нам тяжело жить в окружении бетона, стекла и железа. Озеленение – это обязательная часть девелоперского проекта. Уже сейчас активно исследуются новые подходы к проектированию, которые позволят резидентам соприкасаться с природой даже в центре мегаполиса. Мы прогнозируем появление большого количества проектов с новыми форматами озеленения.

Наша команда активно исследует необычные варианты благоустройства, которые возможно реализовать в центре Москвы. Учитывая высокую плотность застройки, мы предлагаем новые решения для жителей: сады на крышах, подиумы с озеленением, закрытые зимние сады, хрустальные оранжереи и вертикальный лес. Последний, кстати, уже запланирован в проекте «Большая Дмитровка IX».

В нашем случае вертикальный лес будет располагаться в приватном сквере во дворе особняка «Порода». Стена напротив особняка будет покрыта деревьями и кустарниками. Технически на стене будут смонтированы кадки, в которые планируется высадить растения, прямо напротив окон апартаментов. Мы несколько месяцев адаптируем концепцию вертикального леса для российского климата и нашли наиболее удачное сочетание эстетики и выживаемости культур.

Еще один важный тренд – это сервис. Качество работы управляющих компаний, учитывая, что здесь собрались приличные люди, мне обсуждать неловко. Главной метрикой остается количество элитных проектов под управлением конкретной УК. При этом тренд заключается именно в расширении компетенций УК с обязательным пониманием потребностей владельцев такой недвижимости. Дело в том, что резидент не будет ощущать комфорт класса deluxe, если ему не предоставляют необходимые услуги прачечной, консьерж-сервиса, детского клуба и прочие, даже если у проекта есть масса других достоинств. Поэтому в идеале девелоперы должны идти по пути создания своей управляющей компании, чтобы контролировать качество предлагаемых услуг.

Строительство

Важнее разработки интересного продукта является только воплощение его в жизнь. Неправдоподобные художественные рендеры помогают в продажах на этапе заливки монолита, но сильно усложняют жизнь девелопера после ввода объекта в эксплуатацию. И если заливать бетон участники рынка научились, то с реализацией проектов возникают проблемы.

А в будущем ситуация станет еще сложнее: мы столкнемся с большим количеством объектов культурного и исторического значения, которые располагаются в центре и соседствуют с плотно прилегающими к ним зданиями. На этих участках невозможен последовательный метод строительства, при котором поэтапно осуществляются разработка котлована, возведение подземной части, далее надземной части, монтаж инженерного оборудования и отделочные работы. На большинстве подобных объектов единственными возможными технологиями строительства являются Up&Down и Top&Down, при которых производится поярусное разрытие котлована с параллельным возведением надземной части. Данные методы способны сократить сроки, снизить себестоимость строительства и минимизировать деформацию соседних зданий. Через 5 лет я прогнозирую еще более массовое их распространение.

Продажи

Давно известно, что если вы не можете выявить потребность клиента, то вы не задержитесь в области элитной недвижимости. Тут нет массовых продаж конвейерного типа.

Через 5 лет изменится структура аудитории. Основными покупателями останутся бизнесмены и топ-менеджеры из отраслей материального производства, но к ним добавятся представители рынков IT, биотехнологий и социальных медиа.

По оценкам экспертов, рынок биотехнологий уже в 2025 году достигнет уровня в 2 трлн долларов. Темпы роста по отдельным сегментам колеблются от 7 до 30% ежегодно. Сейчас профессионалы-биотехнологи только приобретают популярность, но через 5 лет они придут к нам покупать элитную недвижимость.

Наша задача – понять, какую квартиру будет искать такой клиент, какие фасады будут казаться для него привлекательными, какое благоустройство потребуется для комфортной жизни. Это серьезная работа для product-менеджеров рынка недвижимости, которую нужно начинать уже сейчас.

В настоящее время среди тех, кто покупают недвижимость, есть люди новых профессий. Они являются активными пользователями социальных медиа. Как только девелоперы выстроят свою систему продвижения, у агентств недвижимости появится новый вызов – развиваться, совершенствоваться. В конечном итоге они действительно станут консультантами с добавленной стоимостью – начнут предоставлять комплексные услуги по продаже, покупке, юридическим вопросам и так далее. Помимо этого, важной характеристикой специалиста будет развитый эмоциональный интеллект.

Комплексный подход потребуется и девелоперу. Его основной задачей станет формирование инвестиционного доверия у заказчика. В недвижимости лояльность является важным и часто недооценённым каналом продвижения. Я лично знакомлюсь с каждым клиентом в момент подписания договора и в дальнейшем продолжаю поддерживать связь с ним по текущим вопросам. То, что будущий резидент знает в лицо главу компании, является значимым преимуществом: все-таки весомее, когда генеральный директор подтверждает качество работ, а не юридическое лицо.

Маркетинг

В связке с продажами всегда идет маркетинг. Было бы даже правильнее говорить о нем в первую очередь, если ориентироваться на путь клиента.

Что уже сейчас меняет маркетинг? Ответ: digital. Раньше потребители опирались на собственные предпочтения, на них можно было повлиять яркой рекламой и продающими текстами. Но в настоящее время на их выбор сильно влияет мнение окружающих о продукте. И под окружающими я имею в виду не только семью и друзей. Это могут быть любые пользователи в социальных сетях. Очень скоро образ бренда будет формироваться сообществом потребителей, а не рекламными коммуникациями.

Так, увеличивается значение клиентских мероприятий, которые проводит девелопер. С их помощью клиент может познакомиться со всей командой и задать интересующие его вопросы напрямую каждому сотруднику. На таких мероприятиях хорошо работают коллаборации с известными брендами, которые создают добавленную стоимость в lifestyle девелопера.

Репутацию нарабатывают годами, но потерять ее можно из-за одной stories в Instagram. Поэтому нам нужно стать честными с собой, с рынком и с покупателями. Без прозрачного бренда через 5 лет станет невозможно продавать дорогую недвижимость.

Экономика

Все вышесказанное чрезвычайно затратно. В реальности сверхвысокая маржинальность элитки уже давно в прошлом. И если вы решите реализовывать проект с учетом всех вышеперечисленных факторов, то столкнетесь с весьма скромной маржинальностью. В целом девелоперам нужно готовиться к тому, что маржинальность проектов будет падать.

В ближайшие годы на нее, помимо прочего, будут влиять увеличение платы за изменение ВРИ земельного участка и инфляция цен. Даже без учета усложнения проектных решений себестоимость строительства вырастет.

На цену продажи квартир и апартаментов напрямую влияет конкурентная борьба. Девелоперы элитных проектов борются за внимание самой требовательной аудитории, поэтому каждый новый проект должен превосходить предыдущий. Аудитория уже не соглашается на минималистичное благоустройство и распространенные строительные материалы. Поэтому девелоперам придется серьезно вкладываться в свои проекты, чтобы продавать их дорого.

Если к моменту окончания реализации своего проекта вы не видите, что в нем можно доработать, то это значит, что вы вылетели с рынка.

В соответствии с этим принципом мы и формируем будущее ENGEO. Я настраиваю свою команду смотреть минимум на 5 лет вперед. Нам важно оставаться актуальными и формировать реальную ценность для нашей целевой аудитории. Это будет выражено во всех наших будущих проектах.